Восстановление после сотрясения головного мозга

Реабилитация после ушиба головного мозга в Юсуповской больнице: преимущества

Ушиб головного мозга также является разновидностью черепно-мозговой травмы, однако его отличие от сотрясения мозга заключается в поражении тканей. Людям необходима реабилитация после ушиба головного мозга, так как могут появиться последствия различной тяжести.

Комплексная диагностика с использованием КТ и МРТ позволяет выявить деструктуризацию тканей мозга и начать своевременное лечение. Для пациентов, обратившихся в Юсуповскую больницу с ушибом мозга, врачами-неврологами и нейрохирургами разрабатывается программа лечения, включающая консервативные и мини-инвазивные методы. Реабилитация после ушиба головного мозга проводится высококвалифицированными специалистами Юсуповской больницы.

Восстановление после ушиба головного мозга и сотрясения является одним из приоритетных направлений работы центра реабилитации Юсуповской больницы. Опытные специалисты предоставляют пациентам качественные медицинские услуги и создают комфортную психологическую обстановку.

Восстановление после сотрясения головного мозга, проводимое специалистами Юсуповской больницы, имеет ряд преимуществ:

• быстрая и высокоточная диагностика, позволяющая выявить последствия перенесенной травмы. Центр реабилитации имеет современную материально-техническую базу, которая регулярно обновляется;
  • при выборе методов лечения и восстановления специалисты отдают предпочтение наиболее безопасным и эффективным средствам;
  • разработка индивидуального плана восстановления, включающего лечебно-оздоровительные процедуры и прием медикаментов;
  • у пациентов, имеющих сотрясение головного мозга, реабилитация проходит в комфортном стационаре для закрепления полученных результатов и комплексного устранения последствий;
  • профессиональный уход и круглосуточное наблюдение медицинского персонала.

Ушиб и сотрясение головного мозга, реабилитация при которых является обязательной, наиболее часто выявляются у современных людей, ведущих активный образ жизни. Основной задачей специалистов Юсуповской больницы при обращении пациентов с черепно-мозговыми травмами является оказание экстренной помощи и последующее восстановление.

Пациенты, испытывающие интенсивные симптомы после падения или различного рода травм, могут незамедлительно обратиться в клинику реабилитации, которая работает ежедневно. Предварительная запись на прием осуществляется сотрудниками по телефону Юсуповской больницы.

Сотрясение головного мозга: период восстановления

Пациенты, проходящие восстановление после сотрясения головного мозга, интересуются, сколько времени необходимо для того, чтобы устранить последствия травмы. Реабилитация в Юсуповской больнице включает в себя комплекс мероприятий, индивидуально подобранный для каждого пациента, поэтому ее продолжительность определяет специалист.

После сотрясения головного мозга до устранения симптоматики пациенту необходимо выполнять рекомендации специалиста:

• соблюдать режим сна и отдыха;
  • рационально питаться;
  • ограничить физическую активность и исключить работу, требующую концентрации внимания;
  • избегать стрессов и эмоционального напряжения;
  • не употреблять алкоголь.

Если у пациента диагностировано сотрясение мозга, восстановление организма должно проходить под руководством опытного специалиста. В некоторых случаях пациентам требуется пребывание в стационаре, поэтому для пациентов Юсуповской больницы созданы комфортные условия.

Диагностика

Распознавание сотрясения головного мозга может быть затруднено, так как оно проявляется в основном субъективными симптомами. Важно учитывать факт травмы и потери сознания, часто со слов свидетелей происшествия. Если диагноз сложно подтвердить вследствие наличия у больного хронической церебральной патологии, то информативным может быть быстрое исчезновение симптомов. Специалист проводит осмотр и назначает дообследование для исключения более тяжелого поражения мозга:

• рентгенография (переломы костей черепа отсутствуют);
  • электроэнцефалография (М-эхо не смещено);
  • исследование спинномозговой жидкости (состав не изменен);
  • компьютерная томография (не обнаруживает изменений в веществе и желудочках мозга);
  • МРТ (не выявляет очаговой патологии).

Клиническая картина

Для СГМ характерны следующие признаки:

• кратковременное угнетение сознания (оглушение или сопор длительностью несколько минут, а иногда секунд);
  • амнезия на малый период времени;
  • тошнота, однократная рвота;
  • повышение артериального давления;
  • учащение дыхания и пульса;
  • бледность кожных покровов, которая сменяется гиперемией;
  • головокружение, головная боль, шум в ушах после восстановления сознания;
  • бессонница;
  • общая слабость, потливость;
  • боль при движении глазных яблок, их расхождение при попытке что-либо прочитать;
  • расширение или сужение обоих зрачков;
  • ассиметрия сухожильных рефлексов;
  • мелкий горизонтальный нистагм;
  • слабовыраженные менингиальные симптомы (исчезают в течение недели).

Общее состояние быстро улучшается, через 1-3 недели остаются только астенические явления. Иногда головная боль или другие симптомы сохраняются дольше.

Утрата сознания и другие неврологические симптомы обусловлены дезинтеграцией нервной деятельности, нарушением взаимодействия между корой головного мозга и другими его структурами.

Наши специалисты

Эффективность реабилитации после сотрясения головного мозга повысится, если на этот период оградить пациента от стрессов любого типа. Бурные эмоции, даже когда они положительные, на таком фоне противопоказаны. В течение 6-12 месяцев с момента получения травмы больному рекомендуется принимать натуральные седативные средства в виде травяных чаев или отваров.

Правильно проведенная реабилитация после сотрясения головного мозга является залогом быстрого и полного восстановления пострадавшего.

Восстановление после инсульта

Врачи настаивают на ее необходимости даже в тех случаях, когда клиническая картина травмы практически не выражена, а симптомы не доставляют больному серьезного дискомфорта.

Андрей Игоревич Волков
Врач-невролог, кандидат медицинских наук
Дарья Дмитриевна Елисеева
врач-невролог, кандидат медицинских наук
Татьяна Александровна Косова
Заведующий отделением восстановительной медицины — врач по лечебной физкультуре, врач-невролог, врач-рефлексотерапевт
Елена Геннадьевна Петрова
Врач-физиотерапевт, кандидат медицинских наук
Максим Владимирович Чулков
Инструктор-методист, кинезитерапевт Юсуповской больницы
Сергей Олегович Молчанов
Инструктор-методист по лечебной физкультуре

Особенности восстановления и реабилитации после сотрясения головного мозга

У людей старческого и пожилого возраста заболевание имеет свои особенности. Чаще, чем у молодых возникает потеря сознания и амнезия, дезориентация в пространстве и времени, беспокоят более интенсивные головные боли и головокружение. Могут выявляться четкие очаговые симптомы, что может быть ошибочно расценено как более тяжелая патология.

В случае четкого соблюдения назначений врача выздоровление наступает довольно быстро. Вопреки распространенному мнению, исчезновение симптомов травмы не является поводом для возвращения пострадавшего к привычному образу жизни. В течение полугода после постановки диагноза следует придерживаться базовых рекомендаций и индивидуальных указаний специалиста. Стоит учесть, что у детей и лиц пожилого возраста заболевание длится дольше, чем у остальных.