Левое полушарие мозга: какие функции выполняет, за что отвечает

Структура

У взрослых мужчин и женщин общая масса органа составляет около 1,3-1,5 кг. Мужской и женский мозг по весу различаются мало (у женщин он немного легче), в то время как у новорожденных вес органа составляет не более 350-400 г, а у 12-летнего ребенка – ~800-1000 г. Расположен мозг в черепной коробке и закрыт тремя оболочками.

Правое и левое полушарие мозга ответственны за регулирование высшей нервной деятельности, т.к. в них расположены отделы, которые отвечают за письмо, речь, слух, зрение. Благодаря мозжечку обеспечивается равновесие, а ствол содержит в себе развитые центры, управляющие дыхательной и сердечно-сосудистой системами.

Между двумя половинами органа идет продольная щель, основу которой составляет мозолистое тело, соединяющее полушария, обеспечивающее координацию их работы между собой. Еще со школьных времен из анатомии мы знаем, что половины отвечают за работу противоположных сторон тела. Например, правая половина отвечает за функционирование левой стороны туловища.

Функции левого полушария

Полушария мозга взаимосвязаны с остальными частями центральной нервной системы, поэтому функционируют совместно с подкорковыми структурами.

В коре имеется сразу несколько зон, которые отвечают за выполнение конкретных функций. Эти зоны работают только сообща. К примеру, если человек хочет о чем-то сказать, то он думает, анализирует, просчитывает, а потом только говорит. В процессе общения люди выражают эмоции: печалятся, радуются, тревожатся, смеются и т. д., жестикулируют, задействовав для этого лицевые мышцы и руки. Подобная работа обеспечивается общим функционированием:

  • нескольких зон коры;
  • подкорковыми ядрами;
  • спинальными и черепными нервами.

Левое полушарие мозга: какие функции выполняет, за что отвечает

Мозг разделен бороздой на две части. Полушария покрыты слоем серого вещества – корой мозга. Они состоят от отделов, которые отвечают за выполнение узких задач. В левом полушарии находятся затылочная, теменная, височная, лобная доли, что полностью повторяет структурное деление головного мозга с правой стороны.

Два полушария наделены однотипными и кардинально отличающимися функциями. Левое полушарие у женщин и мужчин отвечает за мыслительные процессы, что определяет важную роль этого участка мозга в общей иерархии процессов психического регулирования.

От качества работы левого полушария зависит физическая деятельность правой половины туловища, навыки чтения, письма и речи, способность к логическому мышлению и решению задач математического типа. Когда человек поднимает правую руку, сигнал воспроизвести действие поступает из левой половины мозга. Основные функции левого полушария головного мозга:

  1. Логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Анализ происходящих событий и свершившихся фактов.
  2. Прагматизм, рационализм. Способность к планированию будущих ситуаций.
  3. Смысловое восприятие речевой информации. Понимание буквального смысла слов и выражений.
  4. Воспроизведение речи.
  5. Способность к письму, чтению, счету. Левое полушарие мозга у взрослых и детей отвечает за идентификацию математических чисел и буквенных символов.
  6. Самосознание.
  7. Положительные эмоции, чувство счастья.

Обработка данных выполняется поэтапно. Затылочная доля с левой стороны воспринимает, обрабатывает и хранит знаковые и кодовые системы – буквы, цифры, дорожные знаки. Височная доля в левой половине головы дифференцирует звуки родного и иностранного языков, сохраняет в памяти слова и фразы. Теменная доля несет ответственность за артикуляционные навыки.

Произнесение разных звуков сопровождается определенным положением языка, губ, щек. Подвижные элементы челюстно-лицевого аппарата перемещаются относительно неба, гортани, зубов. В результате образуются разные звуки, из которых складываются слова и речь. Теменная доля левого полушария – участок головного мозга, который выполняет математические операции.

Лобная доля в левой половине головы регулирует речевую функцию – подбирает слова и определяет порядок их сочетания в рамках предложения для передачи необходимой смысловой информации. Лобная доля прогнозирует результат какого-либо действия, координирует работу всех отделов мозга, которые участвуют в процессе восприятия, обработки и хранения информации, поступающей из окружающего пространства.

Как развивать левое полушарие мозга

Если в левом полушарии происходят патологические изменения, мозговые центры работают некорректно. В результате человек частично или полностью теряет способности, которые регулируются левосторонними отделами мозга. Нарушения проявляются симптомами:

  • Утрата навыков речи.
  • Ухудшение мыслительной деятельности и когнитивных способностей.
  • Необъективная оценка внешней информации, неспособность к логическим выводам.
  • Искажение функции самосознания. Человек не ощущает двигательных и речевых нарушений, не стремится к выздоровлению.

При тяжелых поражениях мозговой ткани в левой части головы, развиваются правосторонние парезы, параличи и ухудшение сенсомоторных навыков – освоенных до состояния автоматизма комплексов движений.

Многие люди мечтают улучшить и развить способности, которые регулируются левым полушарием мозга, понимая, как подобное самосовершенствование отразится на качестве жизни и личных достижениях. Людям, у которых левосторонние отделы работают интенсивно, без сбоев, проще учить иностранные языки. Им легко даются исследования в области медицины и точных наук, аналитическая деятельность, составление обзоров, научное прогнозирование.

Для развития левого полушария в детском возрасте врачи рекомендуют тренировать мелкую моторику. Детям дают мелкие предметы, из которых нужно собрать конструкцию, головоломки для выкладывания цепочек, изображений, пазлов. Малышам предлагают рисовать, выводить карандашом знаки, лепить из пластилина, заниматься плетением.

Благодаря подобным упражнениям развиваются мозговые структуры в левой половине головы. Принцип и подход к задаче, как развивать мозг в области левого полушария у ребенка или взрослого – идентичен. Врачи советуют больше нагружать мозговые структуры, увеличивать объем работы, на который ориентированы мозговые центры, расположенные слева. Несколько упражнений для тренировки мозга:

  1. Зеркальное рисование. Берут лист бумаги и два карандаша, рисуют на листе одновременно обеими руками одинаковые цифры, буквы, символы, знаки.
  2. Кольца. Смыкают кончик большого пальца поочередно с кончиками всех других пальцев рук, чтобы получалось замкнутое кольцо. Упражнение делают быстро, сначала одной правой рукой, затем вместе обеими руками.
  3. Знаки пальцами. Правой рукой показывают знак «Виктория» («V»), поднимая вверх прямые указательный и средний пальцы, сжимая в кулак остальные. Левой рукой показывают знак «Ок», смыкая кончики указательного и большого пальцев, поднимая остальные пальцы прямо вверх. Выполнять быстро, менять руки.

Упражнения тренируют внимание, память, способность быстро переключаться на выполнение разноплановых задач. Оттачивается координация движений и мелкая моторика, развиваются соответствующие отделы мозга.

Чтобы заставить левое полушарие интенсивно работать, врачи рекомендуют поступать, как с тренировкой мышц – повысить нагрузку на этот отдел мозга. Он отвечает за мыслительную деятельность, навыки вычисления, математические операции с числами. Математические и логические задачи помогут улучшить деятельность мозговых центров слева. Несколько заданий:

  1. Быстро сложить сумму всех целых числе от 1 до 100 без использования калькулятора. Ответ: В границах промежутка от 1 до 100 всего 49 пар чисел, которые в сумме дают 100 (1 и 99, 2 и 98, 3 и 97 и т.д.). Чтобы быстро высчитать искомую сумму нужно 49 умножить на 100 и прибавить два числа без пары – 50 и 100. Получится 5050.
  2. Отцу и двоим сыновьям нужно перебраться через реку. На плоту одновременно могут разместиться или два сына или один отец. Как перебраться всем троим? Ответ: Сначала на противоположный берег перебираются оба сына, затем один возвращается к отцу, другой – остается на причале. Отец пересекает реку и оказывается на противоположном берегу. Сын, который оставался на причале, возвращается за братом. Они оба преодолевают водную преграду.
  3. 5-литровая банка заполнена соком. Как отлить из 5-литровой банки ровно 1 литр, используя две пустые банки объемом 2 и 3 литра. Ответ: Отливают из 5-литровой банки 3 литра в трехлитровую, затем из 3-литровой доверху наливают 2-литровую банку. В 3-литровой банке остается 1 литр. Из 2-литровой банки выливают сок обратно в 5-литровую, где получилось ровно 4 литра.

Кроссворды

Чтобы активировать свои собственные умственные способности, эксперты советуют разгадывать кроссворды, сканворды, филворды, судоку и другие формы интеллектуальных игр с цифрами и словами.

Чтобы заставить работать отделы головы слева, нужно выполнять физические упражнения правой частью тела – вращать, совершать движения правыми конечностями, прыгать на правой ноге. Занятия йогой и танцами улучшают координацию движений, положительно влияют на деятельность мозга.

От корректной работы левой половины головы зависят важные функции: речь, мышление, логический анализ, объективное восприятие информации, поступающей из внешнего мира. Чтобы улучшить когнитивные способности, нужно развивать мозг в левом полушарии.

Речедвигательная зона

Позволяет обеспечить нормальное функционирование лицевых мышц, что необходимо для произнесения сложных фраз и слов. Выражаясь по-другому, благодаря речедвигательной зоне у человека в целом формируется речь. Если тот правша, то в левой гемисфере речедвигательная зона занимает куда больше места, чем в правой, а если левша – всё ровно наоборот.

Если зона будет разрушена или сильно повреждена, то автоматически утрачивается способность говорить. При этом человек сможет петь и кричать без слов. Также при повреждении теряется способность чтения про себя, формулирования своих мыслей. На функции понимания речи других людей такие повреждения никак не сказываются.

Левое и правое полушарие содержат моторную зону коры, необходимую для обеспечения активности поперечнополосатой мускулатуры. В левой гемисфере контролируется активность правой стороны туловища, координация точности движений, ориентация на местности. В эту зону внутренние органы отправляют свои импульсы.

Если моторная зона коры будет повреждена, то наблюдаются следующие проблемы:

  • нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов;
  • парез конечностей;
  • атаксия.

Теменная доля

Здесь располагается зона чувствительности мышц, суставов, кожных покровов. В левое полушарие поступают импульсы от рецепторов правой стороны тела.

Если эта зона будет повреждена, то, в большинстве случаев, у человека наблюдаются нарушения чувствительности на некоторых участках тела, он утратит способность определять вещи на ощупь. Также происходит утрата осязания, восприимчивости температуры окружающей среды, не чувствуются болевые ощущения в правой части тела.

Затылочная доля

Функции

На основании головного мозга происходит перекрещивание зрительных и слуховых волокон. Поэтому в зрительную зону левой гемисферы поступают импульсы от сетчатки правого и левого глаза. При этом если область будет повреждена, то полной слепоты у человека не возникнет – нарушения наблюдаются только в левом глазу.

Затылочная часть головы также необходима для обеспечения нормальной работы зрительного речевого центра – с его помощью мы распознаем написанные слова и буквы, читаем.

Специализации полушарий

Левое и правое полушарие мозга отвечают за определенные функции.

Главная специализация левой гемисферы – логическое мышление, поэтому раньше было активно распространено мнение, что именно левая сторона является доминирующей. Но доминирование левой гемисферы наблюдается только при осуществлении определенных функций:

  • Языковые способности, обеспечение контроля речи, возможности читать и писать, память (запоминание фактов, имен, дат и т.п., их написание), изучение иностранных языков.
  • Понимание слов (левое полушарие может понимать смысл сказанного только буквально).
  • Аналитическое мышление (распознание чисел и математических символов, логика, анализ фактов).
  • Последовательная обработка информации (левая гемисфера выполняет обработку получаемой информации поэтапно). Левой стороной рассматриваются все имеющиеся детали – она не видит картину в целом, в отличие от правой стороны, поэтому не способна собрать воедино полученную информацию.
  • Математические способности (левая сторона распознает символы, числа, для решения математических задач используется логический и аналитический подход, которые также обеспечиваются этой гемисферой).
  • Контроль правой стороны туловища (если приподнять правую ногу, то это будет указывать на то, что соответствующая команда поступила с левого полушария).

Полушария человеческого головного мозга находятся во взаимодействии друг с другом, поэтому при мыслительной деятельности центральная нервная система задействует их вместе. Происходит синхронизация функционирования двух полушарий. Активирует их и соединяет полученные результаты центральная нервная система. Но всё равно принято четко разделять их психические функции.

Существует точное разделение определенных функций. Правое полушарие отвечает в большей степени за интуицию, поэтому доминировать оно не может. К его основным функциям также можно отнести:

  • Обработка невербальной информации (символы, образы).
  • Пространственная ориентация. Гемисфера позволяет человеку ориентироваться в пространстве, правильно воспринимать своё месторасположение. За счет работы этой стороны мозга человек способен грамотно находить путь в нужное место, принимая во внимание различные факторы, создавать мозаичные изображения-головоломки.
  • Метафоры. Благодаря работе полушария люди могут правильно воспринимать метафоры, отгадывать загадки, распознавать результаты деятельности воображения другого человека. Если левое полушарие позволяет нам буквально понять и проанализировать смысл того, что было написано, то правая гемисфера применяет творческий подход. Например, если мы услышим такую метафору: «Простой, как валенок», то за счет работы полушария мы поймем то, что до нас хотели донести.
  • Мистика. Религия, мистические явления, суеверия и многое другое из этих областей – за всё это отвечает правое полушарие нашего мозга.
  • Музыкальность. Творчество относят также к сфере деятельности правого полушария. Таланты в сфере музыки, способность восприятия музыкальных произведений и многое другое, связанное с музыкой и другим творчеством, обеспечивается работой этой стороны мозга. Интересно отметить, что за получение музыкального образования будет отвечать не правая, а левая гемисфера.
  • Воображение. Благодаря правой стороне мозга мы можем мечтать, воображать, фантазировать. Полушарие полностью контролирует эти процессы, позволяет нам придумывать всевозможные истории, развивает мысли, связанные с придумыванием новых решений и путей, давать прогнозы, соединять воспоминания в единое целое и т.п. К примеру, именно правая сторона задает вопросы, наподобие «А что, если?» и многие другие, связанные с творческим мыслительным процессом.
  • Эмоции. Если говорить о том, за что отвечает наше правое полушарие, то к списку также можно отнести эмоции, которые, по сути, продуктом деятельности данной гемисферы не являются. Одновременно с этим, они связаны с правой стороной намного больше, чем с левой, что уже давно смогли доказать ученые.
  • Художественные способности. Рисовать, создавать скульптуры, заниматься дизайном и другим творчеством, связанным с изобразительным искусством, позволяет нам именно правая гемисфера. Она развивает умственные способности людей в этом направлении.
  • Половая жизнь. За сам факт совершения полового контакта несет ответственность именно правая сторона мозга. С другой стороны, если человек особое внимание уделяет технической стороне этого действа, то у него начинает сильно реагировать на процесс уже левая сторона. Если всё происходит на чувствах и эмоциях, то отвечает правая гемисфера, поэтому оба полушария одинаково важны в этой области.
  • Параллельная обработка информации. За счет работы правого полушария человек способен рассмотреть вопрос в целом, не применяя для этого аналитических способностей левой стороны мозга. Мы можем узнавать лица других людей, собирая характерные черты в единое целое.
  • Контроль движений левой стороны туловища. К примеру, если человек двигает левой ногой, то это указывает, что правая гемисфера дала соответствующую команду.

Определить, какое из полушарий мозга доминирует, можно с помощью специальных тестов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицина и рак
Adblock detector