Кинкинг позвоночной артерии

Наши преимущества

Хирурги Инновационного сосудистого центра занимаются проблемой лечения патологической извитости сонных артерий с 2001 года. За это время была проведена большая научная работа по определению показаний к лечению, алгоритм диагностики. Была отработана техника хирургических вмешательств. С этого времени без осложнений было выполнено более 200 оперативных вмешательств по поводу патологической извитости с хорошим непосредственным и отдаленным результатом.

Виды заболевания

• удлинение артерии. Наиболее часто встречается удлинение внутренней сонной или позвоночной артерии, которое приводит к образованию изгибов по ходу сосуда. Удлиненная артерия редко причиняет беспокойство и нередко обнаруживается лишь при случайном исследовании. С возрастом эластичность артериальной стенки меняется, и изгибы артерии могут стать перегибами, с развитием нарушений мозгового кровообращения;
  • кинкинг — перегиб артерии под острым углом. Кинкинг может быть врожденным, но также появлению перегибов может способствовать артериальная гипертония или прогрессирующий атеросклероз во внутренней сонной артерии. Кинкинг сонной артерии проявляется преходящими нарушениями мозгового кровообращения. При кинкинге позвоночной артерии развивается вертебрально-базилярная недостаточность (обратимое нарушение функций мозга, вызванное недостатком кровоснабжения);
  • койлинг — образование петли сонной или позвоночной артерии, ведущее к значительным изменениям кровотока в ней. Характер изгибов при койлинге может изменяться, в зависимости от положения тела, артериального давления. Кровоток принимает хаотичный характер, что приводит к снижению давления крови после петли и, соответственно, к снижению кровоснабжения мозга.

Обезболивание

Операция при патологической извитости проводится под местной анестезией или под общим наркозом. Выбор метода обезболивания в нашей клинике зависит от объема предстоящей операции. Мы предпочитаем проводить эту операцию под местной анестезией, так как она дает возможность определить реакцию головного мозга на временное пережатие сонной артерии.

В случае признаков недостаточности мозгового кровообращения (нарушение сознания, выполнения команд) во время пробного пережатия можно применить методы защиты головного мозга (временный шунт). Для операций под общим наркозом пробу с пережатием внутренней сонной артерии делают во время ультразвукового обследования до начала операции.

Диагностика и лечение

Диагностика патологической извитости сонных и позвоночных артерий осуществляется с помощью эхосканирования с ультразвуковой допплерографией и спектральным анализом полученного сигнала. В стадии, когда симптомы патологической извитости сонных и позвоночных артерий принимают уже явный характер, используется также рентгеноконтрастная ангиография.

Лечение патологической извитости сонных и позвоночных артерий осуществляется путём хирургического вмешательства в условиях стационара. Подобная операция обычно длится недолго и способствует эффективному излечиванию патологии в 99% случаев. Более длительного лечения могут потребовать гипертоническая болезнь и атеросклероз, в случае, если эти заболевания послужили причиной развития патологической извитости сонных и позвоночных артерий.

В «МедикСити» прием ведут высококвалифицированные врачи-флебологи, владеющие всем спектром диагностики и лечения сосудов и вен.

Варианты операции

Редрессация внутренней сонной артерии — операция подразумевает выделение артерии из спаек, распрямление всех изгибов и фиксация артерии к окружающим тканям в расправленном положении.

Причины

Резекция извитой сонной артерии с анастомозом конец в конец — этот вариант предполагает выделение петли, иссечение измененного участка и сшивание артерии «конец в конец». Такой вариант применяется при расположении петли высоко от устья внутренней сонной артерии и при одинаковых диаметрах отводящего и приводящего концов артерии.

Резекция с редрессацией внутренней сонной артерии — выполняется при расположении изгибов поблизости от устья сонной артерии. Артерия отсекается от общей сонной артерии, после этого резецируется избыток и артерия пришивается на старое место.

Резекция патологической извитости с протезированием сонной артерии — извитой участок иссекается, а на место этого участка пришивается искусственный сосуд или  собственная подкожная вена. Такой вариант операции применяется при резком изменении стенки артерии, либо при сочетании извитости с выраженным атеросклерозом артерии.

Виды патологической извитости сонных артерий

Удлинение артерии. Наиболее часто встречается удлинение внутренней сонной или позвоночной артерии, которое приводит к образованию плавных изгибов по ходу сосуда. Удлиненная артерия редко причиняет беспокойство и, как правило, обнаруживается при случайном исследовании. Важное значение удлинение артерии имеет для ЛОР-врачей, так как стенка артерии может аномально находится близко к небным миндалинам и при тонзилэктомии может случайно повреждаться. С возрастом эластичность артериальной стенки меняется и плавные изгибы артерии могут стать перегибами, с развитием картины нарушений мозгового кровообращения. При удлинении артерий без перегибов при ультразвуковом исследовании кровотока нарушений не определяется.
Кинкинг — перегиб артерии под острым углом. Кинкинг может быть врожденным, когда с раннего детства определяются нарушения мозгового кровообращения и развиваться со временем из удлиненной сонной артерии. Формированию перегибов способствует артериальная гипертония, прогрессирование атеросклероза в внутренней сонной артерии. Клинически кинкинг внутренней сонной артерии проявляется преходящими нарушениями мозгового кровообращения. При кинкинге позвоночной артерии развивается вертебрально-базилярная недостаточность. Выявление кинкинга с мозговыми симптомами встает вопрос о хирургическом исправлении извитости.
Койлинг — образование петли артерии. Несмотря на плавный ход петли, изменения кровотока в ней очень значительны. Характер изгибов при койлинге может изменятся в зависимости от положения тела, артериального давления. Наблюдается хаотичный характер кровотока, что приводит к снижению давления крови после петли и соответственно к снижению кровотока по мозговым артериям. Если у человека хорошо развит Виллизиев круг на нижней поверхности мозга, то он никогда и не узнает о существовании у себя петли или перегиба. Появление симптомов недостаточности мозгового кровообращения свидетельствует о нарушениях компенсации кровотока и диктует необходимость детального обследования и лечения.

Возможные осложнения

По данным литературы после операции на сонной артерии возможны следующие осложнения:

• Кровотечение из места операции — очень редкое осложнение встречающееся не более 0, 2% случаев от всех операций. При своевременном выявлении проводится раскрытие раны, выявление источника кровотечения и окончательная его остановка.
  • Послеоперационный ишемический инсульт — после операции по поводу патологической извитости встречается достаточно редко, не более 1% всех случаев операций. Чаще всего связан с тромбозом реконструированной сонной артерии. При своевременном выявлении нарушения мозгового кровообращения повторная операция с удалением тромба позволяет восстановить мозговой кровоток.
  • Повреждения возвратного или подъязычного нерва. При травме возвратного нерва возникает осиплость голоса. Возвратный нерв может быть поврежден при растяжении раны во время доступа или случайно пересечен. В первом случае нарушение голоса будет обратимым, в другом случае постоянным. При повреждении подъязычного нерва возникает девиация языка в сторону и поперхивание при приеме жидкой пищи. Единственным способом предупреждения этих осложнений является безупречная техника оперирования сонных артерий. В нашей клинической практике таких осложнений не встречалось.
  • Нагноение послеоперационной раны — крайне редкое осложнение, которое может развиться у больных с хроническими гнойными процессами легких и средостения, ослаблении иммунитета. В нашей практике не встречалось.

Клинические проявления

Проявления патологической извитости разнообразны, наиболее часто встречаются:

• Картина транзиторных ишемических атак в бассейне кровоснабжения извитой артерии с временным параличом половины тела или руки (гемипарез), нарушением речи и.т.д.);
  • Временная слепота на один глаз;
  • Шум в голове;
  • Головокружение;
  • Мелькание перед глазами;
  • Головные боли без четкой локализации;
  • Кратковременные потери сознания;
  • Падения без потери сознания;
  • Временные нарушения равновесия;
  • Мигренеподобные приступы.

Послеоперационный период

В раннем послеоперационном периоде необходимо врачебное наблюдение до следующего утра. Основное внимание уделяется уровню артериального давления, отсутствию неврологических нарушений, нарушений глотания и голоса. Обязательно проводится контроль за отделяемым из дренажа и состоянию повязки (сухая или промокла кровью).

Послеоперационный период

После успешного восстановления хода и формы сонной артерии пациент обычно отмечает значительное улучшение общего состояния. В большинстве случаев уходят имевшие место до операции жалобы. Беспокойство могут вызывать рубец на шее и наличие зон сниженной чувствительности в области послеоперационного рубца.

Для предупреждения образования грубого рубца хирурги нашей клиники используют внутрикожный шов, а сам разрез стараются разместить в кожной складке. В первый месяц после операции необходимо обрабатывать зону послеоперационного рубца мазью «Контратубекс». Контрольные обследования после операции резекции патологической извитости проводятся через 6 месяцев и включают обязательное проведение ультразвуковых исследований реконструированных артерий. После правильно проведенной операции рецидивов и проблем с проходимостью восстановленной сонной артерии не наблюдалось.